РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА РИСКОВ СНИЖЕНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗМА ШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯ ЛИЦЕЕВ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Раздел

Экология

Название

РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА РИСКОВ СНИЖЕНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗМА ШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯ ЛИЦЕЕВ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Авторы

Г. П. Золотникова, д. м. н, профессор Брянского государственного университета (БГУ) им. акад. И. Г. Петровского, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,

М. В. Захарова, к. б. н, доцент БГУ им. акад. И. Г. Петровского, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,

Р. В. Кургуз, ст. преподаватель Брянского базового медицинского колледжа, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,

Т. А. Скачкова, к. б. н, доцент БГУ им. акад. И. Г. Петровского, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация

В статье представлены результаты донозологической диагностики рисков развития экозависимой патологии у лиц молодого возраста в условиях техногенного загрязнения окружающей среды с обоснованием профилактических мероприятий по повышению адаптационного потенциала организма. Выявленные нарушения функционального состояния систем адаптации организма школьников и учащихся лицеев отражают наличие «факторов риска» проявления клинически выраженной патологии, связанной с воздействием техногенного загрязнения. Для формирования элементов экологической культуры учащихся и студентов разработаны и проведены тренинговые занятия с использованием методов экотерапии и арт-терапии, направленные на выработку субъектного отношения и повышения эмпатии к различным компонентам природы. Методы экотерапии могут быть использованы для профилактики развития экозависимой патологии, снижения адаптационного потенциала организма, повышения психофизиологичес-кой резистентности лиц молодого возраста к воздействию неблагоприятных экологических факторов.

Ключевые
слова

адаптационный потенциал организма, школьники, учащиеся л ицеев, студенты, техногенное загрязнение, экотерапия.

Библиографический список

1.      Агаджанян Н. А. Проблемы адаптации и учение о здоровье / Н. А. Агаджанян, Р. М. Баевский,

2.      П. Берсенева. — М., — 2006. — 264 с.

3.      Онищенко Г. Г. Радиационная обстановка на территории Российской Федерации по результатам радиационно-гигиенической паспортизации [Текст] / Г. Г. Онищенко // Гигиена и санитария. — 2009. — № 3. — С. 4—7.

4.      Ревич Б. А. Экологические приоритеты и здоровье: социально уязвимые территории и группы населения / Б. А. Ревич // Экология человека. — 2010. — № 7. — С. 3-9.

5.      Гегерь Э. В. Изменения показателей биохимического гомеостаза у жителей техногенно-загрязненных районов / Э. В. Гегерь, Г. П. Золотникова // Гигиена и санитария. — 2016. — № 6. — С. 1—8.

6.      Жукова Л. В. Радиационно-химическое загрязнение окружающей среды как фактор снижения показателей здоровья подростков (на примере Брянской области) [Рукопись] / Л. В. Жукова: Дис. ... канд. биол. наук. — Брянск, 2009.

7.      Кургуз Р. В. Показатели адаптации организма подростков-лицеистов, проживающих в условиях антропогенного загрязнения окружающей среды / Р. В. Кургуз, Г. П. Золотникова, П. А. Степаненко // Здоровье населения и среда обитания. — 2011. — № 9 (222). — С. 41—44.

8.      Агафонова В. В. Состояние здоровья и резистентности организма студентов колледжей в условиях техногенного загрязнения окружающей среды (на примере Брянской области) [Рукопись] /

9.      В. Агафонова: Дис. ... канд. биол. наук. — Брянск, 2011.

10.  Кряж И. В. Экологические аспекты проблемы психологического здоровья [Текст] / И. В. Кряж, Т. А. Синюгина // Социальная психология здоровья и современные информационные технологии: сб. научных статей I межд. науч.-практ. конференции, Брест, 14—15 апреля 2015 г.: в 2 ч. /

11.  Брест. Гос. Ун-т им. А. С. Пушкина; под общ. ред. Е. И. Медведской. — Брест: БрГУ, 2015. —

12.  Ч.        1. — С. 16—26.

13.  Агаджанян Н. А. Экология души: система образования и воспитания / Н. А. Агаджанян // Экология человека. — 2012. — № 8. — С. 15—18.

14.  Дереча Н. Н. Ценностные ориентации как элемент экологической культуры подростков [Текст] /

15.  Н.        Н. Дереча // Молодой ученый. — 2015. — № 8. — С. 918—921.