ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ КОМФОРТНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Раздел

Градостроительство и планирование сельских населенных пунктов

Название

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ КОМФОРТНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Авторы

Е. Г. Глухова, к. г. н, науч. сотр. географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,

Е. И. Голубева, д. б. н, профессор географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,

А. Г. Горецкая, ассистент географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,

Т. О. Король, к. г. н, ст. науч. сотр. географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация

Оптимизация функционально-целевого, экологического и эстетического планирования и проектирования городских территорий должна проводиться во взаимосвязи с экономикой их освоения и популяризацией экологических идей и знаний среди населения страны. Перспективы развития природно-ресурсного потенциала территории муниципалитетов должны определяться на основе материалов, полученных в соответствии с комплексной методикой оценки состояния компонентов окружающей среды, анализа антропогенной нагрузки и определения экологической емкости экосистем. Это позволяет включать в перспективные планы застройки территории и развития ее инженерной инфраструктуры. В этой связи особую актуальность приобретает проблема подготовки кадров разного профессионального уровня как для организации и планирования рекреационного природопользования, так и для экологического образования и воспитания населения, что требует формирования соответствующей образовательной парадигмы.

Ключевые
слова

городская среда, планирование территории, экологическое образование, устойчивое развитие, экомониторинг, экологическая безопасность, природные ресурсы, городские ландшафты, системная экология, управление.

Библиографический список

1. Касимов Н.С, Мазуров Ю. Л., Тикунов В. С. Феномен концепции устойчивого развития и его восприятие в России // Вестник РАН. — 2004. — № 1. — С. 28—36.

2. Шмелева И. А. Итоги десятилетия образования для устойчивого развития: новые подходы к урбанистическому образованию // Материалы 13-й Международной конференции «Государственное управление: Российская Федерация в современном мире» 28—30 мая 2015 г. [Электронный ресурс] / M., 2015.

3. Капица А. П., Голубева Е. И., Пакина А. А. Инновации в образовательном процессе кафедры рационального природопользования географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова // Образование для устойчивого развития в высшей школе России: научные основы и стратегия развития. Под ред. академика РАН Н. С. Касимова. — М.: Географический ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, — 2008. — С. 190—193.

4. Исаченко Г. А., Исаченко Т. Е., Косарев А. В. Ландшафтно-динамический подход в территориальном планировании // Территориальное планирование: новые функции, опыт, проблемы, решения / под. ред. А. И. Чистобаева. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, — 2009. — С. 101—117.

5. Голубева Е. И., Король Т. О. Ландшафтно-экологическое планирование городских территорий: практические аспекты // Проблемы региональной экологии. — 2015. — № 1. — С. 152—159.

6. Слипенчук М. В., Голубева А. А., Пакина А. А. Образование и вызовы времени: опыт кафедры рационального природопользования // Рациональное природопользование: теория, практика, образование. Под общ. ред. проф. М. В. Слипенчука. — М.: Географический ф-т МГУ, — 2012. — С. 232—236.

7. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра. М.: Просвещение, — 2009. — 176 с.

8. Эстетика и дизайн ландшафта. Учебное пособие. Под ред. Е. И. Голубевой, Т. О. Король. — М.: Издательство КноРус, — 2010. — 448 с. 

9. Пахорукова К. Городская зелень и умственное развитие младшеклассников. http:// www.ecotherapy.ru/green-spaces-and-cognitive-development/ дата обращения 7.04.2016.

10.       Гумилев Л. Н. География этноса в исторический период. — Л.: Наука, — 1990. — 278 с.

11.       Лось М. А. Природный туристско-рекреационный потенциал ландшафтно-экологической среды: особенности его оценки и рационального использования // Географический вестник. Туризм. — 2013. — № 2. — С. 104—109.

12.       Мироненко Н. С., Твердохлебов И. Т. Рекреационная география. — М.: Изд-во Моск. ун-та, — 1981. — 207 с.

13.       Завадская А. В., Яблоков В. М. Экологический туризм на особо охраняемых природных территориях Камчатского края: Проблемы и перспективы. — М.: Эдиториал УРСС, — 2013. — 240 с.

14.       Лекция профессора Д. Медоуза http://www.spa.msu.ru/details_36_266.html / дата обращения 12.07.2016.