Раздел |
Градостроительство и планирование сельских населенных пунктов |
Название |
К ОЦЕНКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И КОМФОРТНОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ЖИЛЫХ МИКРОРАЙОНОВ БИОСФЕРОСОВМЕСТИМЫХ ГОРОДОВ С ПОЗИЦИЙ ПОВЫШЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА |
Авторы |
О. В. Пилипенко, д. т. н., профессор, и. о. ректора ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева», Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., Е. А. Скобелева, к. т. н., директор Архитектурно-строительного института ФГБОУ ВО «Приокский государственный университет», Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. |
Аннотация |
Разработана методика расчета интегрального показателя территориально-персональной доступности объектов, реализующих функции города, являющегося одним из составляющих системы показателей безопасности и комфортности пространственной среды. На основании положений концепции о биосферосовместимых городах, развивающих человека, предложено для его измерения использовать параметр времени, предоставляемого человеку для реализации рациональных потребностей. Указанный подход позволяет учесть интересы различных групп населения в зависимости от возраста, состояния здоровья и других особенностей, влияющих на возможности передвижения. В качестве примера такой показатель был определен для объектов образовательного назначения, располагаемых в пределах жилой застройки (г. Орел). Результаты расчета показали, что при планировании нового микрорайона значения территориально-персональной доступности социально значимых объектов существенно отличаются от максимально возможных. Комплексная оценка проектов планировки территорий и генпланов, выполненная с помощью предлагаемого показателя, позволит обосновать проектные решения реконструкции существующей застройки и планирования новых микрорайонов. |
Ключевые |
комфортность, пространственная среда, проект планировки территории, функции города, персональная доступность, временная доступность, биосферная совместимость. |
Библиографический список |
1. Ильичев В. А., Каримов А. М., Колчунов В. И., Алексашина В. В., Бакаева Н. В., Кобелева С. А. Предложения к проекту доктрины градоустройства и расселения (стратегического планирования городов — city-planning) // Жилищное строительство. — 2012. — № 1. — С. 2—11. 2. Ильичев В. А. Биосферная совместимость: технологии внедрения инноваций. Города, развивающие человека. М.: ЛИБРОКОМ. — 2011. — 240 с. 3. Ильичев В. А., Колчунов В. И., Скобелева Е. А., Клюева Н. В. Методика расчета показателя уровня реализации функций биосферосовместимого поселения для удовлетворения рациональных потребностей человека // Биосферная совместимость: человек, регион, технологии. — 2013. — № 2. — С. 40—45. 4. Ильичев В. А., Колчунов В. И., Берсенев А. В., Поздняков А. Л. Некоторые вопросы проектирования поселений с позиции концепции биосферной совместимости // Academia. Архитектура и строительство. — 2009. — № 1. — С. 74—80. 5. Gomez F. et. al. Vegetation influences on the human thermal comfort in outdoor spaces: criteria for urban planning // The Sustainable City V. WIT Transactions on Ecology and the Environment. — 2008. — V. 117. — P. 151—163. 6. Кузьмин А. В., Юсин Г. С. Качество жизни и качество пространственной среды — социальные стандарты и нормативы в градостроительстве, архитектуре, строительстве // Градостроительство. — 2011. — № 4. — С. 16—19. 7. Barton H., Grant М. Urban Planning for Healthy Cities. A Review of the Progress of the European Healthy Cities Programme // Journal of Urban Health: Bulletin of the New York Academy of Medicine. — 2011. — Vol. 90. —Suppl. 1. 8. Степина П. А. Создание методики моделирования дорожно-транспортных происшествий при производстве автотехнических экспертиз // Автотранспортное предприятие. — 2009. — № 10. — С. 38—40. 9. Колчунов В. И., Скобелева Е. А., Брума Е. В. Методика расчета показателя доступности общественных зданий и сооружений маломобильным группам населения // Строительство и реконструкция. 2013. № 4. С. 60—68. |