ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДНОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ С ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Раздел

Геоэкология

Название

ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДНОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ С ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Авторы

Б. И. Кочуров, д. г. н, профессор, ведущий научный сотрудник Института географии РАН, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,

О.В. Смирнова, к. п. н, доцент, НГПУ им. К. Минина, Н. Новгород, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,

В.А. Лобковский, к. г. н, научный сотрудник Института географии РАН, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация

В статье рассматриваются научно-географические особенности изучения природного и культурного наследия в русле культурно-экологического подхода и реализации идей культуры природопользования. Анализ исследований географов и геоэкологов в области изучения наследия позволил сделать вывод о ключевых геоэкологических аспектах наследия, связанных с представлением о наследии как уникальном культурно-экологическом феномене, отражающем идею сотворчества человека и природы, предотвращающем дальнейшее нарастание экологического кризиса. Данные идеи важно использовать при изучении природного и культурного наследия в школьной географии России.

Ключевые
слова

природное и культурное наследие, географическая наука, школьная география России, геоэкология, культурно-экологический подход, культура природопользования.

Библиографический список

1.     Шульгин П. М. Культурный фактор в региональной политике // Экология культуры: Аль¬манах института Наследия. — М. — 2000. — С. 35—43.

2.     Веденин Ю. А. Проблемы формирования культурного ландшафта и его изучение // Вестник МГУ. Сер. География. — 1990. — № 1. — С. 5—17.

3.     Веденин Ю. А. Унаследовано не только для хранения, но и преумножения // Территория. — 1994. — № 1. — С. 5—6.

4.     Воронкова Л. П. Прикладные аспекты культурной экологии // Наука о культуре: итоги и перспективы / науч.-информ. сб. — М., — 2001. — Вып. 2. — С. 2—6.

5.     Кулешова М. Е. Управление культурными ландшафтами и иными объектами историко-культурного наследия в национальных парках. — М., — 2002. — 46 с.

6.     Кочуров Б. И. Экодиагностика и сбалансированное развитие. — М., Смоленск: Маджента. — 2003. — 384 с.

7.     Кочуров Б. И., Лобковский В. А., Ивашкина И. В., Лобковская Л. Г., Хазиахметова Ю. А. Экологическая безопасность в современном мире: стратегия выживания // Проблемы региональной экологии. — 2015. — № 1. — С. 136—141.

8.     Вергунов А. П., Кулинская С. В., Мазуров Ю. Л. Влияние экологических факторов на со-хранение культурного наследия // Экология культуры: Альманах ин-та Наследия. — М. — 2000. — С. 163—179.

9.     Исаченко А. Г. География в современном мире: Книга для учителя / А. Г. Исаченко. — М. — 1998. — 160 с.

10. Григорьев Ал. А. География всемирного наследия. — СПб.: Астерион, 2012. — 343 с.

11. Николаев В. А. Культурный ландшафт — геоэкологическая система // Вестник МГУ. Сер. 5. География. — 2000. — № 6. — С. 3—8.

12. Соколов A. H., Кочуров Б. И. Критерии сравнения эффективности энергоресурсов, пределы роста, или «экономика кротких» // Проблемы региональной экологии. — 2013. — № 1. —С.    115—123.

13. Шептуховский М. В. «Окружающий мир» в начальной школе: проблемы подготовки кадров. — Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ». — 2009. — 290 с.

14. Винокурова Н. Ф. Культурно-экологический подход в модернизации географического образования // Теория и методика обучения географии. — СПб. — 2004. — С. 12—15.

15. Воронкова Л. П. Прикладные аспекты культурной экологии // Наука о культуре: итоги и перспективы. — Науч.-информ. сб. — М., 2001. — Вып. 2. — С. 2—6.

16.                Смирнова О. В., Пияшова С. Н. Природное и культурное наследие России. Учебное пособие для 8—9 классов. — Н. Новгород: изд-во Волго-Вятской акад. гос. службы. — 2005. — 187 с.